АЗБУКА «СДВГ»
08.02.2021
Сейчас одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую отмечают практически все учителя: гиперактивность детей. Такие учащиеся чересчур подвижны, отвлекаемы, непоседливы, не в состоянии долго заниматься чем-нибудь одним, ни одно они не доводят до конца и т.д. Что это - болезнь или «разболтанность»?
Основное об СДВГ
- СДВГ = синдром дефицита внимания и гиперактивности.
- Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) называется нозологическая категория, описывающая хроническое расстройство поведения в детском возрасте.
- Среди клинических проявлений СДВГ выделяются: двигательное беспокойство, невозможность усидеть на одном месте, легкая отвлекаемость, импульсивность поведения и мысли, неспособность учиться на опыте и на сделанных ошибках, недостаток внимания, невозможность сконцентрироваться, легкая переключаемость с одного задания на другое без доведения начатого до конца, болтливость, рассеянность, недостаток чувства опасности и т.д.
- Все клинические проявления СДВГ можно разделить на три большие группы:
1)симптомы дефицита внимания;
2)симптомы импульсивности;
3) симптомы гиперактивности.
- Центральным для диагноза СДВГ считается расстройство внимания. Среди сопутствующих проявлений СДВГ часто называется неспособность к обучению, тревожность, делинквентное (антиобщественное противоправное) поведение.
В большинстве случаев установление диагноза СДВГ возможно к 7-8 годам, однако в некоторых случаях симптомы СДВГ формируются значительно раньше (в младенчестве) или значительно позже (в подростковом возрасте СДВГ часто сопровождается симптомами асоциальности).
- Синдром ДВГ - самый частый среди нейроповеденческих расстройств детского возраста. Оценки частоты встречаемости СДВГ варьируют в пределах 2-15%, причем отмечается, что мальчики страдают этим нарушением примерно в 4 раза чаще, чем девочки.
- Согласно данным различных исследований, примерно 50% детей, страдающих СДВГ, имеют симптомы этого заболевания и во взрослом возрасте. Взрослая симптоматика обычно не включает гиперактивность, но трудности концентрации и импульсивность по-прежнему остаются составляющими расстройства.
- Среди причин СДВГ в качестве основной называется расстройство деятельности ЦНС, которое, в свою очередь, может быть результатом воздействия генетических или средовых факторов (мозговых инфекций, травм, перинатальной патологии, неправильной диеты при формировании и развитии мозга, отравления тяжелыми металлами).
- Способы лечения СДВГ определяются возрастом ребенка и степенью расстройства. Детям со слабо выраженным СДВГ оказывается психологическая и педагогическая помощь; при сильно выраженном расстройстве необходимо медикаментозное лечение в сочетании со специализированными педагогическими и психотерапевтическими приемами.
Ребенок с СДВГ– какой он?
-
Невнимательный.
- С трудом удерживает внимание во время выполнения школьных заданий и во время игр.
- Часто допускает ошибки из-за невнимательности.
- Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
- Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца.
- Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания.
- Избегает, очень не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения.
- Часто теряет свои вещи.
- Легко отвлекается на посторонние стимулы.
- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
-
Гиперактивный.
- Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т.п.
- Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
- Проявляет бесцельную (только чтобы выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.
- Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге.
- Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор».
- Часто бывает болтливым.
-
Импульсивный.
- Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца.
- Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях.
- Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит учитель и выкрикивает с места.
- Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
Если большая часть из перечисленных выше признаков невнимательности, гиперактивности, импульсивности проявляется у конкретного ребенка более 6 месяцев в различных ситуациях (дома, в школе, на улице и т.д.), то с большой долей вероятности можно говорить о наличии у данного ребенка СДВГ.
А значит, для успешного обучения и развития он требует ОСОБОГО подхода с Вашей стороны!