Тест на профориентацию: Кем работать?
08.02.2021
Вашему вниманию предлагается тест, ориентированный на измерение ваших интересов, важных для выбора профессии, специальности, должности. В этом тесте нет «правильных» и «неправильных» ответов; любой выбранный вами ответ свидетельствует о тех или иных ваших предпочтениях и то, что для одной профессии неприемлемо, для другой может очень даже пригодиться. Старайтесь как можно реже выбирать второй вариант («затрудняюсь ответить»), поскольку это может снизить точность полученных результатов.
1 Работа, связанная с учетом и контролем, – это довольно скучно.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
2 Я предпочту заниматься финансовыми операциями, а не, например, музыкой.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
3 Невозможно точно рассчитать, сколько времени уйдет на дорогу до работы, по крайней мере, мне.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
4 Я часто рискую.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
5 Меня раздражает беспорядок.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
6 Я охотно почитал(а) бы на досуге о последних достижениях в различных областях науки.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
7 Записи, которые я делаю, не очень хорошо структурированы и организованы.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
8 Я предпочитаю разумно распределять деньги, а не тратить все сразу.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
9 У меня наблюдается, скорее, рабочий беспорядок на столе, чем расположение вещей по аккуратным «стопочкам».
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
10 Меня привлекает работа, где необходимо действовать согласно инструкции или четко заданному алгоритму.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
11 Если бы я что-то собирал(а), я бы постарался(ась) привести в порядок коллекцию, все разложить по папочкам и полочкам.
1. Да2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
12 Терпеть не могу наводить порядок и систематизировать что бы то ни было.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
13 Мне нравится работать на компьютере – оформлять или просто набирать тексты, производить расчеты.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
14 Прежде чем действовать, надо продумать все детали.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
15 На мой взгляд, графики и таблицы – очень удобный и информативный способ предоставления информации.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
16 Мне нравятся игры, в которых я могу точно рассчитать шансы на успех и сделать осторожный, но точный ход.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
17 При изучении иностранного языка я предпочитаю начинать с грамматики, а не получать разговорный опыт без знания грамматических основ.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
18 Сталкиваясь с какой-либо проблемой, я пытаюсь всесторонне ее изучить (ознакомиться с соответствующей литературой, поискать нужную информацию в интернете, поговорить со специалистами).
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
19 Если я выражаю свои мысли на бумаге, мне важнее...
1. Логичность текста
2. Затрудняюсь ответить
3. Образность изложения
20 У меня есть ежедневник, в который я записываю важную информацию на несколько дней вперед.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
21 Я с удовольствием смотрю новости политики и экономики.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
22 Я бы хотел(а), чтобы моя будущая профессия.
1. Обеспечивала меня нужной порцией адреналина
2. Затрудняюсь ответить3. Давала бы мне ощущение спокойствия и надежности
23 Я доделываю работу в последний момент.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
24 Взяв книгу, я всегда ставлю ее на место.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
25 Когда я ложусь спать, то уже наверняка знаю, что буду делать завтра.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
26 В своих словах и поступках я следую пословице «Семь раз отмерь, один – отрежь».
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
27 Перед ответственными делами я всегда составляю план их выполнения.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
28 После вечеринки мытье посуды я откладываю до утра.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
29 Я серьезно отношусь к своему здоровью.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
30 Когда у меня что-то не получается, я...
1. Терпеливо стараюсь найти решение
2. Затрудняюсь ответить
3. Начинаю нервничать и злиться
Для обработки результатов тестирования воспользуйтесь приведенной таблицей. В столбцах приведены номера вопросов (от 1 до 30), в строчках – варианты ответов (первый, второй и третий). В клетках таблицы – балл, который начисляется за выбор соответствующего варианта для каждого вопроса. Подсчитайте количество набранных вами баллов (максимальное количество – 60; минимальное – 0 баллов).
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
Ответ 1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
Ответ 2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Ответ 3 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
От 49 до 60 баллов
Вы показали высокий интерес к знаковым системам – это условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки. Вы могли бы найти себя в профессиях, связанных с созданием и оформлением документов (на родном или иностранном языке), делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием, перекодированием (корректор, секретарь-референт, технический редактор, таможенный декларатор, архивариус, нотариус); числами, количественными соотношениями (экономист, программист, бухгалтер, статистик, демограф, математик), системами условных знаков, схематическими отображениями объектов (чертежник, картограф). Вам интересна кажущаяся многим скучной и монотонной работа с бумагами, цифрами, буквами, документами и т.п. – организация, упорядочивание, анализ, контроль и пр. Вы принимаете решение, тщательно рассмотрев ситуацию и взвесив альтернативы, что делает вас незаменимым в бизнесе, управлении, науках. Однако с вашим самоконтролем, вам не хватает непосредственности (и даже импульсивности), необходимой представителям сферы искусства. Кроме того, могут возникать трудности из-за неумения расслабляться, поэтому вам стоит развивать гибкость в поведении, умение менять свои планы при необходимости, не требовать от себя и окружающих безупречности.
От 37 до 48 баллов
Вы показали повышенный интерес к знаковым системам – это условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки. Вы могли бы найти себя в профессиях, связанных с созданием и оформлением текстов (на родном или иностранном языке), делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием, перекодированием (корректор, секретарь-референт, технический редактор, таможенный декларатор, архивариус, нотариус); числами, количественными соотношениями (экономист, программист, бухгалтер, статистик, демограф, математик), системами условных знаков, схематическими отображениями объектов (чертежник, картограф). Помните, что работа со знаковыми системами требует от человека способности к абстрактному мышлению, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости. Кроме того, при наличии других, более выраженных интересов, работа со знаковыми системами может быть лишь частью другой, основной профессии (например, активное использование иностранных языков, ведение документации, расчеты – в работе менеджера, юриста, финансиста, журналиста).
От 25 до 36 баллов
Вы показали некоторый интерес к знаковым системам. Этот интерес объединяет профессии, связанные с текстами (упорядочение, ведение записей, поиск, анализ и переработка информации, накопление и хранение разного рода сведений) или цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами (кодирование, схематизация, расчеты). Вы способны аккуратно и точно выполнять работу, при необходимости – дисциплинированы, оперативны. Но при этом сохраняете гибкость и мобильность. Главное – это ваше терпимое отношение к кажущейся многим скучной и монотонной работе с бумагами, цифрами, текстами, документами. Но этот интерес не настолько велик, чтобы однозначно запирать себя в мир знаков. Подумайте, может быть, знаковые системы «суховаты» для вас? При выборе профессии рекомендуем вам ориентироваться на другие, более ярко выраженные у вас интересы.
От 13 до 24 баллов
Вам не особо интересно то, что предполагает работу с документами, знаками, цифрами, текстами, бумагами. Скорее всего, вы относитесь к людям более-менее творческим, не любящим работу по алгоритму, монотонную, связанную с «сидением на одном месте», канцелярскую работу, расчеты. Желательно не выбирать должностей, где с Вас будут требовать жесткого соблюдения сроков сдачи работ, где необходимо четкое выполнение инструкций, где предполагается работа с архивами, базами данных, множеством информации в виде схем, чертежей, каталогов. Те сферы, где требуется точность, оперативность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность (инженер, юрист, экономист, программист), скорее всего, покажутся вам сухими, скучными и потребуют большого напряжения. Ваша склонность к импровизации, нестандартности, нерегламентированности может быть уместна для представителей творческих профессий, деятелей сферы искусств, а также при работе в условиях неопределенности, частых командировок и т.д. (продюсирование, реклама, дизайн, психология, журналистика и т.д.).
От 0 до 12 баллов
Вам совершенно неинтересно все, что предполагает работу с документами, знаками, цифрами, текстами, бумагами. Вы больше цените в жизни сюрпризы и импровизацию. Скорее всего, вы относитесь к людям творческим, ненавидящим работу по алгоритму, монотонную, связанную с «сидением на одном месте». Вам вряд ли подойдут те должности, где с вас будут требовать жесткого соблюдения сроков, где необходимо четкое выполнение инструкций, где предполагается работа с архивами, базами данных. Ваша склонность к импровизации, нестандартности, нерегламентированности может быть уместна для представителей творческих профессий, а также при работе в условиях неопределенности, частых командировок и т.д. (продюсирование, реклама, дизайн, психология, журналистика и т.д.). Однако вы не всегда можете заставить себя делать то, что «надо», вместо того, что «хочется». Это может создать сложности при трудоустройстве, ведь практически любая работа предполагает правила и обязательства. Рекомендуем вам развивать в себе волевые качества, умение планировать, дисциплинированность.
Опросник «Определение профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)
Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов утверждений – «а», «б» или «в» – и обведите его в бланке.
После ответа на все утверждения, подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.
в) заниматься расчетами; вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия
а) за общественную деятельность;
б) в области наук;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.
5. Будущее людей определяют
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше привлечет
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).
8. В людях я ценю, прежде всего
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.
11. Мне интереснее беседовать о
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание на
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь заботиться о
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.
20. Мне интереснее было бы
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи о
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. Свободное время я люблю
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о
а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.
24. Я предпочту работать
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Обработка результатов.
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те виды деятельности, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?
1 - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
2 - склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
3 - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
4 - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
5 - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Бланк ответов «Профессиональные склонности»
Класс : _________________ Фамилия Имя : __________________________________
|
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
1 |
а |
|
|
б |
|
в |
2 |
|
а |
|
б |
в |
|
3 |
а |
б |
|
в |
|
|
4 |
|
|
а |
|
б |
в |
5 |
а |
б |
в |
|
|
|
6 |
а |
б |
|
|
|
в |
7 |
|
а |
б |
в |
|
|
8 |
а |
|
|
|
б |
в |
9 |
|
а |
|
б |
в |
|
10 |
|
|
|
а |
б |
в |
11 |
а |
б |
в |
|
|
|
12 |
|
|
а |
б |
в |
|
13 |
а |
|
|
|
б |
в |
14 |
|
а |
|
б |
в |
|
15 |
а |
|
б |
|
в |
|
16 |
а |
|
б |
|
|
в |
17 |
|
|
|
а |
б |
в |
18 |
а |
б |
в |
|
|
|
19 |
|
|
а |
|
б |
в |
20 |
а |
|
б |
|
|
в |
21 |
|
а |
б |
в |
|
|
22 |
|
а |
б |
в |
|
|
23 |
|
а |
|
б |
|
в |
24 |
а |
|
|
|
б |
в |
Сумма баллов |
|
|
|
|
|
|