Приложение 5 к ООП - ОП ООО РП КВД Этикет общения 7 класс

Приложение 5 к ООП — ОП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 128 Г. ЕКАТЕРИНБУРГ

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ Лицей №128
__________ Л.П.Поляков
Приказ № 41/15-О от «30» августа 2023 г.

Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Этикет общения»
7 классы
(основное общее образование)
Срок реализации: 1 год

Направление воспитания: духовно-нравственное
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное
Форма организации: факультативные занятия
Виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, деятельность
проблемно-ценностного
и
досугового
общения,
деятельность
художественного и социального творчества
1. Результаты освоения курса
Личностными результатами освоения курса являются следующие умения:
• овладение навыками адаптации в различных жизненных ситуациях,
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
• проговаривать последовательность действий на занятии;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией книги;
• учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология
продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;

• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера
исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность
следующих умений:
учащиеся должны знать:
Понятие этикет, этикет поведения, этикет внешнего вида, речевой этикет,
этикетная ситуация, культурный человек, вежливость, коммуникативная роль,
социальная роль, имидж, стиль одежды, языковой паспорт, адресат, адресант,
жаргон, инвективная лексика, спор, дебаты, дискуссия, полемика, прения,
диспут;
учащиеся должны уметь:
- соблюдать общие нормы этикета: демонстрировать уважение и дружелюбие
к собеседнику; изменять свое поведение в зависимости от ситуации;
- знать свой фактический имидж; знать, как тебя воспринимают окружающие
по твоей внешности, манере одеваться, поведению, речи;
- производить положительное впечатление на собеседника своим внешним,
коммуникативным и поведенческим имиджем;
- проанализировать стиль одежды и внешность другого человека, оценить его
с точки зрения соответствия требованиям моды и индивидуального стиля;
- сформировать свой внешний стиль с учетом индивидуальных особенностей
личности, типа внешности, требований этикета и моды и материальных
возможностей;
- анализировать языковой паспорт других и выявлять информацию языкового
паспорта;
- поддерживать в собственной речи благоприятный языковой паспорт;
- находить в рамках изученного материала выход из трудных ситуаций
русского речевого этикета и этикета поведения;
- выявлять жаргонизмы и инвектив в речи собеседника;
- обходиться без жаргонизмов и инвектив в собственной речевой практике;
- участвовать в дебатах по принятым правилам.
2. Содержание курса
I. Вводная часть
Знакомство с содержанием курса внеурочной деятельности. Этикет как
совокупность правил «хорошего тона», принятых в обществе и
устанавливающих порядок поведения и общения людей в тех или иных
этикетных ситуациях. Основные функции этикета. Понятие культурный
человек. Понятие вежливости.

Речевой этикет, этикет внешнего вида и этикет поведения, их соотношение и
неразрывная связь. Сферы действия и виды этикета.
II. История этикета
Зарождение этикета в древности.
Возникновение этикета на этапе осознания человеком себя членом
определенного коллектива. Семейный этикет в первобытные временна.
Неравенство в семье, определяемое полом и возрастом ее членов.
Этикетные обязанности древних людей по отношению к почитаемым ими
богам, правителям. Этикет в античном обществе.
III. Виды и принципы современного этикета
Этикет поведения, этикет внешнего вида и речевой этикет как составляющие
современного этикета.
Принципы этикета как основа общих норм этикета.
IV. Понятие имиджа
Английское происхождение слова имидж. Имидж как публичная
индивидуальность. Имидж как образ, который человек выбирает, создает и
сознательно поддерживает, используя для достижения своих целей в жизни.
Возможные имиджи начальника, преподавателя, учителя, родителей –
«строгий», «добрый», «справедливый», «бескомпромиссный», и т.д. Три
основные слагаемые имиджа – внешность, речь, поведение. Формирование
имиджа
V. Этикет внешнего вида
Законы моды и этикет. Структура этикета внешнего вида: одежда, прическа,
силуэт, цветовая гамма. Соотношение этикета и моды. Функции одежды.
Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в
постоянном, одобряемом обществом единстве. Гармоничные сочетания
одежды, аксессуаров, прически и т.п.
VI. Речевой этикет
Речевой этикет как совокупность правил речевого поведения людей.
Соблюдение правил речевого этикета как способ формирования
благоприятного языкового паспорта человека. Структура положительного
речевого паспорта: соблюдение норм культуры речи, правильная дикция,
соблюдение норм общения и требований речевого этикета. Жаргон как
особенности речи определенной, относительно замкнутой группы людей.
Причины употребления жаргона. Правила речевого этикета относительно

употребления жаргона и инвектив. Ругательства как «гигиенические» слова,
как слова для личного употребления. Недопустимость общественного
сквернословия.
VII. Этикетные нормы поведения среди сверстников
Этикет поведения в школьном коллективе. Проблема существования в
группе.
«Ярлык» как отличительный знак личности подроста в группе.
Этикет дружеских отношений.
Этикет взаимоотношений юноши и девушки.
VIII. Трудные случаи этикета поведения
Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет четких норм, для
которых большое значение имеет сама ситуация общения. Невыполнение
правил поведения в семье как одна из причин конфликтов. Вечность темы
конфликта поколений. Этикет семейного общения. Профилактика конфликтов
в семье. Этикет поведения в школьном коллективе. Этикет дружеских
отношений.
Этикет взаимоотношений юноши и девушки. Правила поведения при ссоре.
IX. Этикет публичной дискуссии
Дебаты как публичное обсуждение какой-либо общественно значимой
проблемы, вызывающей всеобщий интерес, но не имеющий на данный
момент однозначного решения. Различение понятий: дебаты, дискуссия,
прения, диспут, полемика. Правила проведения дебатов. Возможные
проблемы для дебатов. Формулирование тезисов. Подбор аргументов к
тезисам.

Формы организации учебного процесса:
Занятие- беседа, занятие - игра, занятие- исследование, занятие-практикум,
создание проекта.
Тематическое планирование
№

Общее
Форма организации учебного
количество
процесса
часов
п/п
I. Понятие «Этикет» (3 часа, 3 занятия)
1.
Что такое этикет?
1
Занятие – беседа
Темы

2.

Функции и значение этикета.

1

3.

Культурный человек – это…

1

1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
4.
1.
2.

Занятие – беседа

Занятие- исследование; занятиепрактикум, создание проекта
II. История этикета (6 часов, 6 занятий)
Зарождение этикета в древности. 1
Занятие- исследование; занятиепрактикум
Этикет античности.
1
Занятие- исследование; занятиепрактикум, создание проекта
Этикет эпохи Средневековья.
1
Занятие- исследование; занятиепрактикум
Этикет эпохи Возрождения.
1
Занятие-практикум,
занятие - игра
Восточный и западный этикет:
1
Занятие- исследование; занятиесходства и различия.
практикум
Становление этикетных норм в
1
Занятие- исследование
России (16-20 вв.).
III. Виды и принципы современного этикета (3 часа, 3 занятия)
Виды современного этикета.
1
Занятие- исследование; занятиепрактикум, создание проекта
Принципы современного этикета. 1
Занятие- исследование; занятиепрактикум
Этикет поведения в общественных 1
Занятие- исследование,
местах.
публичное выступление
IV. Понятие имиджа (3 часа, 3 занятия)
Понятие имиджа.
1
Занятие- исследование; занятиепрактикум
Формирование имиджа.
1
Занятие- исследование; занятиепрактикум
Имидж современного школьника 1
Занятие- исследование; занятиепрактикум; конкурс рисунков
V. Этикет внешнего вида (3 часа, 3 занятия)
Законы моды и этикет.
1
Занятие- исследование; занятиепрактикум
Мода и индивидуальный стиль.
1
Занятие- исследование
Основные стили одежды.
1
Занятие- исследование; занятиепрактикум, конкурс рисунков
VI. Речевой этикет (4 часа, 4 занятия)
Трудные случаи русского речевого 1
Занятие-беседа;
этикета.
занятие-практикум
Языковой паспорт человека, его
1
Занятие-беседа;
формирование.
занятие-практикум
Недопустимость общественного
1
Занятие-беседа;
сквернословия.
занятие-практикум
Этикет письменного общения.
1
Занятие-беседа;
занятие-практикум
VII. Этикетные нормы поведения среди сверстников (3 часа, 3 занятия)
Этикет поведения в школьном
1
Занятие-беседа;
коллективе.
занятие-практикум
Что такое настоящий друг.
1
Занятие-беседа;
занятие-практикум, дебаты

3.

Этикет дружеских отношений.

1

Занятие-беседа;
занятие-практикум
VIII. Трудные случаи этикета поведения (4 часа, 4 занятия)
1.
Этикет семейного общения.
1
Занятие-беседа;
занятие-практикум
2.
Привлечение внимания и
1
Занятие-беседа;
поддержание отношений.
занятие-практикум
3.
Мы поссорились.
1
Занятие-беседа;
занятие-практикум
4.
Умей уступать.
1
Занятие-беседа;
занятие-практикум
IX. Этикет публичной дискуссии (6 часа, 6 занятия)
1.
Дебаты как этикетная форма
1
Занятие-беседа;
обсуждения проблемы.
занятие-практикум
2.
Правила проведения дебатов
1
Занятие-беседа;
занятие-практикум
3.
«Нужна ли школьная форма».
1
Занятие-беседа;
Подготовка и проведение дебатов.
занятие-практикум, дебаты
4.
«Всегда ли правы взрослые».
1
Занятие-беседа;
Подготовка и проведение дебатов.
занятие-практикум, дебаты
5.
«Подавляет ли коллектив
1
Занятие-беседа;
индивидуальность». Подготовка
занятие-практикум, дебаты
и проведение дебатов.
6.
Дебаты на свободную тему
1
Занятие-практикум, дебаты
Итого: 35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».