Приложение 5 к ООП — ОП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 128 Г. ЕКАТЕРИНБУРГ
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ Лицей №128
__________ Л.П.Поляков
Приказ № 41/15-О от «30» августа 2023 г.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Сдаем ОГЭ по химии»
9 классы
(основное общее образование)
Срок реализации: 1 год
Направление воспитания: общеинтеллектуальное
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Форма организации: факультативное занятие
Виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, проектная,
деятельность духовного и социального творчества.
Цель элективного курса: закрепление, систематизация и углубление знаний
учащихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного
уровня сложности, соответствующие требованиям устных и
письменных экзаменов по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их
химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия
задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.
Главным назначением данного курса является:
– совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем
мотивации к изучению химии;
– сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение
использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических
знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых
навыков работы с литературой.
Задачи курса:
– конкретизация химических знаний по основным разделам предмета;
– развитие навыков самостоятельной работы;
– развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению
трудностей, трудолюбия и добросовестности;
– развитие учебно-коммуникативных умений.
– формирование навыков исследовательской деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметными результатами освоения программы являются:
• использование умений и навыков различных видов познавательной
деятельности, применение основных методов познания (системноинформационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон
окружающей действительности;
• использование основных интеллектуальных операций: формулирование
гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление
причинно-следственных связей, поиск аналогов;
• умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике;
• использование различных источников для получения химической
информации.
Личностными результатами освоения программы по химии являются:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую
химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение
управлять своей познавательной деятельностью.
Тематическое планирование и содержание курса
Курс рассчитан на 35 часов и рекомендуется для изучения в течение
учебного года.
№
за
ня
ти
я
1
2.3
Названия
разделов и
тем
Колво
часо
в
Основные
понятия и
законы
химии
Закон
постоянства
состава
вещества.
Химические
формулы.
Расчеты по
химическим
формулам.
5
Закон
сохранения
массы
веществ при
химических
реакциях
Химические
уравнения.
Расчеты по
химическим
уравнениям.
2
1
Тип (вид)
урока
Требования
к уровню
подготовки
обучающихс
я (результат)
Технические
средства и
наглядные
пособия
Уметь
решать
расчетные
задачи
на
вывод
молекулярно
й формулы
вещества по
заданному
отношению
масс
элементов в
веществе, по
массовым
долям
элементов в
нем.
Беседа с
Уметь
самостоятел решать
ьной работой расчетные
по решению задачи
по
задач.
химическим
уравнениям:
вычисление
массы
или
объема
продукта
реакции, если
Периодическая
система
химических
элементов
Д.И.Менделеев
а.
Беседа.
Решение
задач.
Периодическая
система
химических
элементов
Д.И.Меделеева.
Беседа.
Решение
задач.
Беседа с
самостоятел
ьной работой
по решению
задач.
Методы
обучения
и
контроля
4-5 Закон
Авогадро,
следствия из
него.
Молярный
объем газов.
Относительн
ая плотность
газов.
Объединенн
ый газовый
закон.
Уравнение
МенделееваКлапейрона.
2
Строение
атома и
периодичес
кий закон
Д.И.Мендел
еева.
Теории
строения
атома.
Квантовые
числа.
Атомные
орбитали.
Принцип
наименьшей
энергии.
Правило
Клечковског
о. Принцип
Паули.
4
1.2
2
исходное
вещество
содержит
примеси или
взято
в
избытке,
а
также задач с
использовани
ем понятия
«практически
й
выход
продукта
реакции».
Лекция с
Уметь
самостоятел решать
ьной работой расчетные
учащихся.
задачи
по
физическим
формулам и
химическим
уравнениям с
использовани
ем понятий:
«молярная
масса»,
«молярный
объем,
«число
Авогадро».
Беседа с
самостоятел
ьной работой
учащихся.
Знать
Периодическая
важнейшие
система
химические
Д.И.Меделеева
понятия:
химический
элемент,
атом, теории
строения
атома.
Уметь
составлять
электронные
и
электроннографические
формулы s-,
p-,
d-,
f-
Лекция.
Решение
задач.
Фронтальн
ый опрос.
Беседа.
Самостоят
ельная
работа
учащихся.
элементов
периодическо
й
системы
химических
элементов
Д.И.Менделе
ева.
3.
Валентные
возможности
атомов
химических
элементов.
1
Тренировочн Знать
ый
понятия:
степень
окисления,
валентность.
Уметь
составлять
электронные
и
электроннографические
формулы
атомов
в
нормальном
и
возбужденно
м состояниях.
Периодическая
система
Д.И.Менделеев
а.
Самостоят
ельная
работа с
учебником.
Беседа.
Фронтальн
ый опрос.
4.
Периодическ
ий закон и
периодическ
ая система
химических
элементов
Д.И.Менделе
ева.
Структура
периодическ
ой системы.
1
Закрепление
знаний и
умений
Периодическая
система
Д.И.Менделеев
а.
Беседа.
Тестовый
контроль.
Знать
структуру
периодическо
й
системы,
особенности
больших
и
малых
периодов,
особенности
главных
и
побочных
подгрупп
Уметь давать
полную
характеристи
ку
химических
элементов по
положению в
периодическо
й
системе
химических
элементов и
строению
атома, давать
развернутое
описание
оксидов
и
гидроксидов
данного
химического
элемента.
Химическая
связь
Химическая
связь, типы
химической
связи:
ковалентная,
ионная,
металлическ
ая.
3
1
Семинар.
2-3 Вещества
молекулярно
го
и
немолекуляр
ного
строения.
Типы
кристалличе
ских
решеток.
2
Обобщающе
го
повторения.
Растворы
1-2 Растворы.
5
2
1.
Повторитель
Уметь
по
формуле
вещества
определять
тип
связи,
составлять
схемы
образования
молекул
различных
веществ,
описывать их
свойства
в
зависимости
от
типа
химической
связи.
Знать
классификац
ию
типов
химической
связи.
Уметь
определять
вещества
молекулярног
о
и
немолекуляр
ного
строения,
характеризов
ать свойства
вещества по
типу
его
кристалличес
кой решетки.
Предсказыва
ть
тип
кристалличес
кой решетки
по формуле
вещества
Уметь
Таблица
«Химическая
связь».
Беседа с
демонстра
цией
средств
наглядност
и.
Сообщени
я
учащихся.
Демонстра
ционная
таблица:
«Типы
химическо
й связи».
ПСХЭ
Наглядные
средства.
Модели
кристаллически
х
решеток
различных
веществ.
Сообщени
я учащихся
с
демонстра
цией
моделей
кристаллич
еских
решеток.
Составлен
ие
опорного
конспекта.
Тестовый
контроль.
Самостоят
Массовая и
объемная
доли
растворенно
го вещества.
нообобщающи
й.
3-
Теория
электролити
ческой
диссоциации
(ТЭД).
Реакции
ионного
обмена.
1
5.6
Гидролиз
неорганичес
ких веществ.
Уравнение
гидролиза по
катиону
и
аниону.
2
Термодинам
ика
химических
процессов
1-2 Химические
2
2
решать
задачи
на
определение
массовой и
объемной
доли
растворенног
о вещества в
растворе.
Тренировочн Знать
ый.
понятия
«электролит
ы»
и
«неэлектроли
ты», примеры
сильных
и
слабых
электролитов
Уметь
составлять
уравнения
диссоциации
электролитов
, а также
молекулярны
е, полные и
сокращенные
ионные
уравнения
реакций
в
растворах
электролитов
ельная
работа
учащихся.
Таблица
«Механизм
электролитичес
кой
диссоциации».
Беседа с
демонстра
цией
средств
наглядност
и.
Самостоят
ельная
работа
учащихся.
Лекция.
Знать
Опыты по
гидролиз по гидролизу
катиону
и солей.
аниону
Уметь
составлять
уравнения
гидролиза
различных
веществ
в
молекулярно
й и ионной
формах.
.
Лекция с
демонстра
цией
опытов.
Беседа.
Знать
Беседа.
Опыты
реакции.
Энергетика
химических
реакций.
Внутренняя
энергия,
энтальпия и
тепловой
эффект
реакции.
Термохимич
еские
уравнения.
важнейшие
иллюстрирующ Решение
химические
ие тепловой
задач.
понятия:
эффект реакций
тепловой
эффект
реакции,
энтальпия.
Уметь
составлять
термохимиче
ские
уравнения,
решать
задачи
с
вычислением
теплового
эффекта
реакции.
Химическая
кинетика
Скорость
химической
реакции.
Факторы,
влияющие на
скорость
химической
реакции.
4
1
Лабораторн
ые опыты.
2
Закон
действующи
х масс.
Константа
скорости.
Правило
Вант-Гоффа.
1
3
Катализ.
Катализатор
ы.
1
Тренировочн Уметь
ый.
составлять
кинетические
уравнения,
решать
расчетные
задачи на
закон
действующих
масс,
правило
Вант-Гоффа.
Беседа с
Расширить
работой в
представлени
виртуальной е о явлении
лаборатории. катализа, его
1
Знать,
как
влияют
различные
факторы на
скорость
химической
реакции.
Уметь
рассчитывать
среднюю
скорость
реакции
в
зависимости
от
ее
характера
Лабораторные
Беседа.
опыты. Влияние Решение
различных
задач.
факторов
на
скорость
химической
реакции.
Виртуальная
лаборатория.
Беседа.
Решение
задач.
Виртуальная
лаборатория.
Фронтальн
ый опрос.
Беседа.
4
1
Химическое
равновесие.
Условия его
смещения.
Принцип ЛеШателье.
Константа
равновесия.
1
Окислитель
новосстановит
ельные
реакции
Окислительн
овосстановит
ельные
реакции
(ОВР).
4
1
Самостоятел
ьная работа.
Семинар.
видах,
катализатора
х, их влиянии
на разные
химические
реакции
Знать
Виртуальная
классификац лаборатория.
ию
химических
реакций
(обратимые и
необратимые
),
понятие
«химическое
равновесие»
и условия его
смещения.
Уметь
по
уравнениям
реакций
определять, в
какую
сторону
сместится
равновесие
при
изменении
концентраци
и
веществ,
давления,
температуры.
Решать
задачи,
используя
понятие
«равновесны
е
концентраци
и».
Знать
все Виртуальная
типы
лаборатория.
окислительно
восстановите
льных
Беседа.
Тестовый
контроль.
Сообщени
я
учащихся.
2
Составление
окислительн
овосстановит
ельных
реакций по
методу
электронног
о баланса.
3-4 Электролиз
расплавов и
растворов
электролито
в
1
Сложные
неорганичес
кие
вещества
Классификац
ия
неорганичес
ких
соединений.
Оксиды.
8
1
2
1
реакций;
основные
веществаокислители,
основные
веществавосстановите
ли.
Тренировочн Уметь
ый.
подбирать
коэффициент
ы в ОВР
методом
электронного
баланса.
Комбиниров
анный
Уметь
составлять
уравнения
электролиза
солей,
щелочей
и
кислот
на
инертных и
растворимых
электродах
Повторнообобщающи
й.
Знать
классификац
ию
неорганическ
их веществ,
номенклатур
у,
определение
оксидов, их
классификац
ию,
химические
свойства
оксидов.
Уметь
составлять
уравнения
реакций,
подтверждаю
щих
химические
Самостоят
ельная
работа
учащихся.
Беседа.
Тестовый
контроль.
Лабораторные
опыты.
Химические
свойства
оксидов.
Беседа с
демонстра
цией
опытов.
Лаборатор
ные
опыты.
2
Семинар.
свойства
оксидов.
Знать
определение
оснований,
химические
свойства.
Уметь
составлять
уравнения
реакций,
подтверждаю
щих
химические
свойства
оснований.
Гидроксиды.
Основания.
1
Лабораторные
опыты.
Химические
свойства
оснований.
3
Кислоты.
1
Семинар,
эвристическ
ая беседа.
Знать
определение
кислот,
их
классификац
ию,
номенклатур
у,
химические
свойства
кислот.
Уметь
составлять
уравнения
реакций,
подтверждаю
щих
химические
свойства
кислот.
Лабораторные
опыты.
Химические
свойства
кислот.
Сообщени
я
учащихся.
Лаборатор
ные
опыты.
Тестовый
контроль.
4
Амфотерные
гидроксиды.
1
Беседа
Знать
определение
амфотерност
и,
химические
свойств
амфотерных
оксидов
и
гидроксидов.
Лабораторные
опыты.
Химические
свойства
амфотерных
соединений.
Беседа с
лабораторн
ыми
опытами.
5
Соли
1
Семинар.
Знать
определение
солей,
Лабораторные
опыты
«Химические
Сообщени
я учащихся
с
Сообщени
я учащихся
с
демонстра
цией
опытов.
Лаборатор
ные
опыты.
6
Генетическа
я связь
между
классами
неорганичес
ких
соединений
Итого: 35
1
Повторнообобщающи
й урок.
классификац свойства
ию,
солей».
номенклатур
у,
химические
свойства.
Уметь
составлять
уравнения
реакций,
а
также
формулы
солей.
демонстра
цией
ответов.
Лаборатор
ные
опыты.
Знать
важнейшие
химические
свойства
изученных
классов
неорганическ
их
соединений.
Уметь
решать
генетические
цепочки
Беседа.
Решение
задач.
Тестовый
контроль.
Список литературы для ученика:
основная:
1. Хомченко, Г. П., Хомченко, И. Г. Сборник задач по химии для
поступающих в вузы. — М.: Нов. волна, 1996.
2. Неорганическая химия. Решебник.
3. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач и упражнений по химии
для средней школы. М: Новая Волна, 2002.
4. Кузьменко, Н. Е., Еремин, В. В. 2000 задач и упражнений по химии. —
М.: Экзамен, 1998.
дополнительная:
5. Будруджак П. Задачи по химии. М.: Мир, 1989.
6. Пузаков, С. А., Попков, В. А. Пособие по химии для поступающих в
вузы: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 1999.
7. Свитанько, И. В. Нестандартные задачи по химии. — М • Мирос 1995.
8. Суворов, А. В. Оригинальные задачи по химии с решениями —
СПб:Химия, 1998.
9. Ушкалова, В. Н., Иоанвдис, Н. В. Химия: конкурсные задачи и ответы:
Пособие для поступагощих в вузы. — М.: Просвешение 2000
10. Мильчев, В. А., Ковалева, 3. С. Типовые расчетные задачи по химии
для учащихся 9 классов на базе учебного стандарта. — М.: АрКти, 2002.
11. Габриелян, О. С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9кл.М.:Дрофа, 2004.
другие информационные источники
1. Беляев, Н. Н. О системном подходе к решению задач // Химия в школе.
1998. № 5. С. 46.
2. Васильева, С. И. Использование информационно-справочного
материала при составлении химических задач // Химия в школе. 1994. №
3. С. 34.
3. Химия. 1С репетитор
4. Сайт в Интернете: www HYPERLINK "http://www.newwave.msk.ru/".
HYPERLINK "http://www.newwave.msk.ru/"newwave HYPERLINK
"http://www.newwave.msk.ru/". HYPERLINK "http://www.newwave.msk.ru/"msk
HYPERLINK "http://www.newwave.msk.ru/". HYPERLINK
"http://www.newwave.msk.ru/"ru
5.Сайт в Интернете www HYPERLINK "http://www.alleng.ru/". HYPERLINK
"http://www.alleng.ru/"alleng HYPERLINK "http://www.alleng.ru/". HYPERLINK
"http://www.alleng.ru/"ru