Приложение 5 к ООП — ОП ООО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 128 Г. ЕКАТЕРИНБУРГ
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ Лицей №128
__________ Л.П.Поляков
Приказ № 41/15-О от «30» августа 2023 г.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика»
5 классы
(основное общее образование)
Срок реализации: 1 год
Направление воспитания: общеинтеллектуальное
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Форма организации: факультативные занятия
Виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, деятельность
проблемно-ценностного
и
досугового
общения,
деятельность
художественного и социального творчества
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными
результатами
реализации
программы
станет
формирование представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного
общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений
самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать,
соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при
общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметными
результатами
реализации
программы
станет
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных
для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой
для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих
универсальных учебных действий. Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного
обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему
Составлять план решения проблемы (задачи).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев.
Научится основам прогнозирования как предвидения будущих событий
и развития процесса.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для решения той или иной задачи.
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,
интернет-ресурсов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
более простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть
готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при
этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить
вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от
известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться
уважительно
относиться
к
позиции
другого,
учиться
договариваться
Программа содержит материал, как занимательного характера, так и
дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по
математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и
рассказам, каким-то образом связанным с математикой (задача «о
кенигсбергских мостах», запись цифр и чисел у других народов,
математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий
творческого характера (составить рассказ, фокус, задачу с использованием
изученных математических свойств), изучению различных арифметических
методов решения задач (метод решения «с конца», составление графов и др.).
Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию
пространственного воображения.
Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Занимательная
математика» рассчитана на один год обучения (35 часов).
Итогом
реализации
программы
внеурочной
деятельности
«Занимательная математика» могут служить: высокие результаты школьного
этапа
Всероссийской
олимпиады
школьников,
в
международной
математической игре-конкурсе «Кенгуру», дистанционных олимпиадах
различных уровней.
Тематическое планирование
№
Раздел
1
Занимательная
арифметика
2
Логические
задачи
3
Тема
Тема 1. Великие математики
Тема 2. Упражнения на быстрый счет
Тема 3. Делимость и простые числа
Тема 4. Инварианты
Тема 5. Недесятичные системы счисления
Тема 1. Логические задачи
Тема 2. Старинные задачи
Тема 3. Задачи на движение
Тема 4. Принцип Дирихле
Тема 1. Геометрические головоломки
Количеств
о часов
2
1
3
3
2
2
2
2
2
2
Геометрические
задачи
4
Занимательные
задачи
5
Математические
соревнования
Тема 2. Простейшие графы
Тема 3. Задачи на развитие пространственного
мышления
Тема 1. Математические фокусы
Тема 2. Математические ребусы
Тема 3. Занимательные задачи на проценты
Тема 4. Софизмы
Тема 1. Олимпиадные задачи
Тема
2.
Решение
задач
международной
математической игры-конкурса « Кенгуру»
ИТОГО
2
2
1
2
2
1
2
2
35
Содержание курса внеурочной деятельности
I. Занимательная арифметика
Тема 1. Великие математики
Из истории математики: биографии математиков (Архимед, Пифагор,
Аристотель, Евклид и др.) и их открытия.
Тема 2. Упражнения на быстрый счёт
Некоторые приёмы быстрого счёта. Умножение 12, на 111, умножение
на 1,5; возведение в квадрат двузначное число, которое заканчивается на 5.
Тема 3.Делимость и простые числа.
Решето Эратосфена, признаки делимости на 4, на 6, на 7, на 8, на 11 и
т.д.
Тема 4. Инварианты.
Понятие инварианта, примеры инвариантов. Задания на четность и
нечетность чисел.
Тема 5. Недесятичные системы счисления.
Использование недесятичных систем счисления в наше время. Перевод
из одной системы счисления в другую.
II. Логические задачи
Тема 1. Логические задачи.
Понятие высказывания. Построение отрицаний высказывания. Методы
решения
логических
задач:
рассуждения.
Тема 2. Старинные задачи
с
использованием
таблиц,
с
помощью
Решение старинных задач из разных источников.
Тема 3. Задачи на движение.
Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление,
движение в одном направлении, движение по реке.
Тема 4. Принцип Дирихле.
Принцип Дирихле и его применение для решения задач.
III. Геометрические задачи
Тема 1. Геометрические головоломки.
Тема 2. Простейшие графы.
Задача « о кенигсбергских мостах». Задачи на построение фигур одним
росчерком карандаша. Простейшие графы. Из истории математики: Л. Эйлер.
Тема 3. Задачи на развитие пространственного мышления.
Пространство и размерность. Куб и его свойства. Прямоугольный
параллелепипед. Пирамида. Правильнее многогранники. Геометрические
иллюзии.
IV. Занимательные задачи
Тема 1. Математические фокусы.
Математические
фокусы
с
«угадыванием
чисел».
Примеры
математических фокусов.
Тема 2. Математические ребусы.
Решение заданий на восстановление записей вычислений.
Тема 3. Занимательные задачи на проценты.
Проценты в прошлом и настоящем. Решение практических задач на
проценты
Тема 4. Софизмы.
Понятие софизма. Примеры софизмов.
V. Математические соревнования
Тема 1. Олимпиадные задачи
Тема 1. Решение задач международной математической игры-конкурса
« Кенгуру».